Онлайн Круглый стол Финансового клуба «Поддержка участников финансового рынка в условиях распространения коронавируса»

Финансовый клуб – это проект, состоящий из серии круглых столов по актуальным вопросам финансовых сделок. В рамках заседаний Финансового клуба проходит обсуждение зарубежного и российского опыта регулирования финансовых сделок в сравнительно-правовой перспективе, тенденций мировой и отечественной судебной практики, а также научных публикаций и проектов нормативно-правовых актов по указанной теме.

Другие события 16+

Круглый стол организован совместно с ЦСР, Юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова и Школа права "Статут".

Модератор

Башкатов Максим Леонидович – Руководитель направления «Правовое развитие» Фонда «Центр стратегических разработок», преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, магистр частного права, ответственный редактор журнала «Вестник гражданского права».

К участию приглашены:

  • Роман Бевзенко, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права ВШЭ, партнер юридической фирмы
  • Никита Чугунов, заместитель начальника юридического департамента ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО
  • Михаил Церковников, к.ю.н., доцент кафедры обязательственного права ИЦЧП им. С.С. Алексеева при Президенте РФ
  • Александр Шмагин, адвокат Адвокатского бюро «Дерра, Мейер и партнеры» (Берлин)
  • Флориан Хайндлер, доцент, профессор факультета права, Венский университет имени Зигмунда Фрейда

Уже год как в мире появился новый коронавирус, полностью изменивший на данный момент времени жизнь участников финансового рынка. 2020 год в России был ознаменован беспрецедентными государственными мерами, включая введение локдауна в апреле 2020 года, неоднократное снижение ключевой ставки ЦБ, разработку льготных кредитных программ, предоставление кредитных и арендных каникул, освобождение от многих проверок и ответственности за нарушения, введение ряда ограничений по проведению мероприятий, посещению определенных мест и многое другое. Очевидно, что пандемия нанесла существенный ущерб российской экономике и благосостоянию частных субъектов рынка, стала причиной роста безработицы и инфляции, а также снижения уровня инвестиций.

С учетом опыта двух волн коронавируса настало время обсудить актуальные вопросы и подумать, с каким «сухим остатком» Россия вошла в 2021 год, оказались ли предпринятые экономико-юридические меры государства результативными и эффективными, есть ли необходимость продолжать поддерживать участников финансового рынка в 2021 году и какие юридические меры поддержки были бы более перспективны и востребованы в наступившем году.

Вопросы для обсуждения:

1. Оказал ли коронавирусный кризис какое-то особое влияние на исполнение договорных обязательств на финансовом рынке в сравнении с предыдущими кризисами?

За время существования Российской Федерации экономические кризисы стали обычной частью жизни российского предпринимателя (финансово-экономический кризис в России в 1997–1998 годах, мировой экономический кризис 2007–2009 годов, а также валютный кризис 2014 года). А в промежутках значительные периоды рецессии и не всегда такие же значительные периоды подъема. Для дальнейшего развития антикризисных институтов нужно понять, изменилось ли что-либо в практике их применения в свете коронавирусного кризиса 2020 года.

Вопросы для обсуждения: насколько часто стали применяться нормы об освобождении от исполнения обязательства при наступлении обстоятельства непреодолимой милы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), изменении и расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), наступлении фактической и юридической невозможности исполнения (ст.ст. 416, 417 ГК РФ)? Влияет ли их применение позитивно или негативно на участников финансового рынка и на экономику в целом? В чем именно выражается непреодолимая сила, невозможность исполнения обязательства, существенное изменение обстоятельств на финансовом рынке? Не возникла ли угроза вместо банкротства должников получить на выходе банкротство кредиторов? Существует ли потребность на финансовом рынке в регуляторном изменении ГК РФ или правоприменительной практики Верховного Суда РФ? Возникли ли на практике проблемы с подтверждением наступления обстоятельства непреодолимой силы, невозможности исполнения обязательства, существенного изменения обстоятельств? Отличается ли чем-нибудь применение названных институтов от их применения в предыдущие экономические кризисы?

2. Достигли ли действующие или действовавшие меры поддержки в сфере кредитования и субсидирования своей цели и были ли они эффективны?

В 2020 году со стороны государства и банковского сектора были предприняты беспрецедентные меры по предоставлению кредитов на льготных условиях и субсидий субъектам наиболее пострадавших отраслей, физическим лицам, оказавшимся в неблагоприятной жизненной ситуации, кредитным организациям, которые предоставили «кредитные каникулы» и предприняли иные меры по реструктуризации долга и выдаче кредита на льготных условиях.

Какую цель преследовали меры поддержки в сфере кредитования и субсидирования? До какого уровня надо поддерживать пострадавших? До докризисного уровня? Была ли достигнута поставленная цель? Не возник ли риск повышения инфляции? Нет ли риска банкротства профессиональных участников финансового рынка (банков)? Не возникает ли ощущение, что данные меры поддержки только количественные, а не качественные? Нет ли риска, что после отмены мер поддержки те, кто должен был обанкротиться, обанкротятся? Ведь кредиты придется рано или поздно отдать. Не лучше бы было сфокусироваться на выдаче целевых кредитов? Есть ли на финансовом рынке злоупотребления со стороны его участников при получении кредита на пополнение оборотных средств? Эффективна ли мера по выдаче кредита на пополнение оборотных средств? Реструктуризация кредита и кредитные каникулы существовали и до коронавирусного кризиса. В чем их особенность  именно в период пандемии? Повлияло ли повышение уровня безработицы на финансовый рынок? Ощутил ли бизнес снижение уровня инвестиций? Негативно или позитивно повлияли на финансовый рынок меры поддержки Банка России? Не было ли установлено чрезмерных процедурных барьеров для получения мер поддержки? Как отразилось на экономике снижение ключевой ставки Банка России?

3. Отпала ли необходимость поддерживать участников финансового рынка в период второй волны коронавируса и обоснованно ли возобновили санкции за нарушения, допущенные участниками финансового рынка?

Если в начале 2020 года меры поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне вводились практически каждую неделю, то летний период коронавирусного затишья стал основанием для отмены многих введенных мер поддержки. Например, Банк России в связи с улучшением ситуации и приспособлением участников рынка к новым условиям в два этапа (с 1 июля и с 1 октября 2020 года) отменил большое количество мер поддержки, в том числе освобождение от санкций за допускаемые нарушения участниками финансового рынка.

Вопросы для обсуждения: приспособился ли бизнес к новым условиям своего существования? Не нужно ли вернуть отмененные меры поддержки? Произошло ли действительно улучшение ситуации на финансовом рынке? Не выявлены ли негативные риски в виде существенных нарушений норм ФЗ «О рынке ценных бумаг» и иных нормативных правовых актов за период коронавируса? Не создала ли отмена санкций за нарушение запретов и ограничений на финансовом рынке почву для различных злоупотреблений участниками финансового рынка? Если отмена санкций вызвана улучшением обстановки с коронавирусом в летний период, не нужно ли снова отменить санкции в период второй волны коронавируса?

4. Нужно ли продлить меры поддержки субъектов рынка коллективных инвестиций, которые были установлены Банком России до 1 января 2021 года?

В 2020 году уровень иностранных инвестиций существенно, а иногда в разы, снизился на фоне негативных факторов пандемии и колебания цен на нефть. Банком России было установлено множество послаблений и мер поддержки (право определить стоимость ценных бумаг, приобретенных в состав активов; особые правила при проведении стресс-тестирования для негосударственных пенсионных фондов; перенос на 1 год (до 1 июля 2021 г.) срока снижения концентрационных лимитов; право не приводить портфели в соответствие с установленными структурными ограничениями и многое другое). Большинство из названных мер введено до 1 января 2021 года, а какие-то немногие до 1 июля 2021 г.

Вопросы для обсуждения: обоснованно ли прекращать меры поддержки в сфере инвестиционной деятельности 1 января 2021 года? Какие для этого основания? Что изменилось по сравнению с весной 2020 года? Ощутили ли профессиональные участники рынка позитивное или негативное влияние от предпринятых мер? Нужны ли иные меры поддержки? И если да, то какие? Как изменилась ситуация на рынке инвестиций в период второй волны коронавируса? Можно ли сказать, что участники рынка приспособились? Не должно ли временное послабление требований Банка России теперь привести наоборот к усилению этих требований? Какие меры нужно предпринять, чтобы вернуть уровень инвестирования на докризисный период (антикризисные меры и регуляторные меры в рамках осуществления обычной регуляторной политики)?

Место и время проведения

Конференция состоится 15 февраля 2021 г. с 18.00 до 21.00
Онлайн-формат — на платформе YOUTUBE

Участие бесплатное.

О Финансовом клубе

Финансовый клуб – это новый проект, состоящий из серии круглых столов по актуальным вопросам финансовых сделок. В рамках заседаний Финансового клуба планируется обсуждение зарубежного и российского опыта регулирования финансовых сделок в сравнительно-правовой перспективе, тенденций мировой и отечественной судебной практики, а также научных публикаций и проектов нормативно-правовых актов по указанной теме.

Обсуждаемые вопросы будут освещены как с точки зрения практики применения регулирования в области финансовых сделок, так и с точки зрения теории, в том числе с участием известнейших зарубежных ученых и профессоров иностранных учебных заведений, а также уникальных узконаправленных и высококвалифицированных экспертов в области сравнительного права.

К участию в круглых столах приглашаются студенты, ученые, практикующие юристы, а также все, кто занимается и интересуется проблематикой финансовых сделок.

Поделиться:

1159 дней назад
15 февраля 2021 18:00–20:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов